Главная » 2011 » Август » 18 » Астрономы «встали на след» потенциально опасной для Земли кометы
    Астрономы «встали на след» потенциально опасной для Земли кометы

Американские астрономы, участвующие в проекте CAMS, зафиксировали ранее неизвестный метеорный поток, который может быть пылевым следом потенциально опасной для Земли долгопериодической кометы.

«Вычисления позволяют предсказать, когда этот метеорный поток будет виден в следующий раз. Это может быть либо 2016, либо 2023 год, а затем он может вернуться в 2076 году… Комета находится где-то впереди в этом пылевом потоке. И если пылевой поток пересекает орбиту Земли, это может сделать и комета», — сказал РИА Новости руководитель проекта CAMS Питер Дженнискенс (Peter Jenniskens) из Института проблем поиска внеземных цивилизаций (SETI Institute).

Научная группа CAMS (Cameras for Allsky Meteor Surveillance) при поддержке НАСА и Института поиска внеземных цивилизаций с помощью нескольких автоматических камер в Калифорнии отслеживает метеорные потоки — «дожди» из падающих звезд, которые возникают при прохождении Земли через потоки частиц, которые оставляют за собой кометы.

Ранее астрономы насчитывали около тысячи метеорных потоков, однако развитие автоматических средств наблюдения сильно сократило их число — сейчас известно 64 подтвержденных метеорных потока, и еще более 300 ждут проверки.

Группа CAMS во время наблюдений 4 февраля 2011 года обнаружила ранее неизвестный метеорный поток: в течение семи часов были зафиксированы шесть метеоров с яркостью около 2-й звездной величины, летевших со скоростью около 35 километров в секунду. Они летели из точки (радианта), расположенной в районе звезды эта Дракона. Этот поток стал первым открытием группы CAMS, в июле он был официально признан Международным астрономическим союзом и получил название «Февральские эта-Дракониды» (FED).

Дженнискенс подчеркнул, что это не могут быть так называемые спорадические метеоры, не связанные ни с какой кометой. «Эти метеоры собраны в очень плотное скопление, они двигались точно по одной орбите», — сказал он.

Ученый пояснил, что твердые частицы — будущие метеоры — первоначально летят вместе, плотным облаком окружая комету. Однако постепенно они начинают расходиться вдоль орбиты так, что одни оказываются впереди, а другие позади, и облако размывается в поток. Орбита февральского потока проходит с внешней стороны орбиты Земли, но воздействие гравитации других планет может вталкивать его внутрь, и тогда метеоры попадают в атмосферу.

Знание положения планет и орбиты потока позволило ученым просчитать его орбиту в прошлое и в будущее.

По словам Дженнискенса, есть вероятность, что этот метеорный поток является «пустым» и его материнская комета уже полностью разрушилась, хотя она очень мала.

«Эта комета пережила несколько первых путешествий сквозь внутреннюю часть Солнечной системы — это видно по орбите, так что комета, скорее всего, здесь есть. Ее период обращения составляет от 200 до 10 тысяч лет. Если бы он был значительно больше (например, около 100 тысяч лет, как для комет, впервые пришедших из облака Оорта), тогда пылевой поток был бы очень „разбавлен" и мы не смогли бы его обнаружить», — говорит астроном.

Он добавил, что поиск таких метеорных потоков позволит получить полные данные обо всех долгопериодических кометах, пролетавших рядом с Землей в последние 10 тысяч лет.

По словам ученого, сама комета пока не обнаружена — она может появиться рядом с Землей и через сотни лет.

«Когда метеорный поток появится в следующий раз, мы сможем исследовать химический состав пыли и лучше измерить ширину потока. Это может дать нам данные о размере ядра кометы. Большинство комет имеют ядро размером порядка 1 километра», — заключил ученый.

Источник: http://news.rambler.ru/10769540/