Главная » Статьи » Космос » Созвездия

Близнецы
    БлизнецыСозвездие видимо в широтах от +90° до -54°.

Лучшее время для наблюдения на территории России — декабрь, январь.

Близнецы (лат. Gemini) — зодиакальное созвездие, наиболее яркие звёзды — Поллукс и Кастор, имеют блеск соответственно 1,16 и 1,59 визуальной звёздной величины. В созвездие Близнецов Солнце вступает 21 июня. Наилучшие условия видимости в декабре — январе. Видно на всей территории России.

Кастор и Поллукс

Звезды Кастор (α Близнецов) и Поллукс (β Близнецов), расположенные на расстоянии 4,5°, представляют головы близнецов Диоскуров, ноги которых, обращённые на юго-запад, стоят на Млечном Пути, примыкая к Ориону.

Кастор — визуальная тройная система, причём оба его ярких компонента являются спектрально-двойными, а слабый — затменная двойная. Таким образом, Кастор — это скопление из шести звёзд. Их суммарная видимая звёздная величина 1,59m и расстояние от Солнца 45 св. лет. Два ярких бело-голубых компонента с видимыми величинами 2 и 2,7 составляют визуальную двойную с угловым расстоянием 6″, обращающуюся вокруг общего центра масс с периодом около 400 лет. Каждый из компонентов — двойная система с орбитальными периодами 9,2 и 2,9 суток. Третий компонент удалён от них на 73″, состоит из двух красных карликов и является затменной двойной, изменяющей свой блеск от 8,6 до 9,1 звёздной величины с периодом 0,8 суток.

Звёздная величина оранжевого Поллукса 1,16m, расстояние 35 световых лет; его светимость в 35 раз выше солнечной.

Хотя Кастор сейчас светит слабее Поллукса, Байер сделал его Альфой Близнецов. Либо с 1603 г. Кастор стал светить слабее, либо блеск Поллукса усилился. Хотя не исключено, что Байер ошибся.

История

Созвездие известно с древнейших времён. Греки считали его помещёнными на небо близнецами Диоскурами Кастором и Полидевком. Созвездие включено в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест».

В истории астрономии это созвездие известно тем, что в 1781 Уильям Гершель открыл планету Уран близ звезды Пропус (h Близнецов), а в 1930 Клайд Томбо открыл Плутон близ звезды Васат (σ Близнецов).

Другие интересные объекты

В затменной двойной системе U Близнецов компоненты расположены так близко друг к другу, что вещество с одного из них (нормальная звезда) перетекает на поверхность другого (белый карлик). В скопившемся на поверхности белого карлика газе раз в несколько месяцев начинаются термоядерные реакции, приводящие к взрыву: на 1—2 дня блеск системы возрастает с 14 до 9 звёздной величины. Поэтому её называют карликовой новой.

Рассеянное скопление М 35 и планетарная туманность Эскимос, или Клоун (NGC 2392), состоящая из звезды 10-й величины, окружённой яркой и однородной оболочкой.

Категория: Созвездия | Добавил: Nibiru (25.07.2011)