Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Прохожий | RSS
Мой профиль
Здравствуйте, Прохожий


Меню сайта
Наш форум
  • Жара 2011 года (2)
  • Нло или что это было? (2)
  • Инопланетяне летят на Землю: они прибудут 10 сентября (2)
  • Лучшее фото космоса (0)
  • Пирамиды Египта (0)
  • Наши фото
    Наш чат
    Block title
    Block content
    Кто забегал
    Главная » Статьи » Техника » Космические аппараты России

    Союз
    Союз«Союз» — наименование серии советских и российских многоместных космических кораблей для полётов по околоземной орбите. Разработчик и изготовитель корабля — РКК "Энергия".

    История создания

    Ракетно-космический комплекс «Союз» начал проектироваться в 1962 году в ОКБ-1 как корабль советской программы для облёта Луны. Сначала предполагалось, что к Луне по программе "А" должна была отправиться связка из космического корабля и разгонных блоков 7К, 9К, 11К. В дальнейшем проект "А" был прикрыт в пользу отдельных проектов облёта Луны с использованием корабля "Зонд"/7К-Л1  (при помощи ракеты-носителя УР500К "Протон") и высадки на Луне с использованием комплекса Л3 в составе орбитального корабля-модуля 7К-ЛОК и посадочного корабля-модуля ЛК (при помощи ракеты-носителя "Н-1") и проекта "Север". Параллельно лунным программам на базе того же 7К и закрытого проекта околоземного корабля «Север» начали делать 7К-ОК — многоцелевой трехместный орбитальный корабль (ОК), предназначенный для отработки операций маневрирования и стыковки на околоземной орбите, для проведения различных экспериментов, в том числе по переходу космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.
    Испытания 7К-ОК в спешном порядке начались в 1966 году. После отказа от программы полетов на кораблях «Восход» (с уничтожением задела трех из четырех готовых кораблей «Восход») конструкторы корабля «Союз» потеряли возможность отработать на нем решения для своей программы. Наступил двухгодичный перерыв в пилотируемых запусках в СССР, во время которого американцы активно осваивали космическое пространство. Первые три беспилотных пуска кораблей «Союз» (7К-ОК № 2, известный как "Космос-133"; 7К-ОК № 1, старт которого был отложен, но привёл к срабатыванию САС и взрыву ракеты в стартовом сооружении; 7К-ОК № 3 "Космос-140") оказались полностью либо частично неудачными, были обнаружены серьёзные ошибки в конструкции корабля. Однако, четвертый пуск был предпринят пилотируемым ("Союз-1" с В. Комаровым), который оказался трагическим - космонавт погиб при спуске на Землю. Его гибель спасла жизни трем другим космонавтам, которые должны были на следующий день лететь на однотипном корабле ("Союз-2А") для стыковки с кораблем «Союз-1». После аварии «Союза-1» конструкция корабля была полностью переработана для возобновления пилотируемых полетов (было выполнено 6 беспилотных пусков), и в 1967 состоялась первая, в целом удачная, автоматическая стыковка двух «Союзов» ("Космос-186" и "Космос-188"), затем, в 1968 году, возобновление пилотируемых полетов, а в 1969 — первая пилотируемая стыковка, групповой полёт трёх кораблей сразу и долговременный автономный рекордный полет. Первые шесть кораблей «Союз» и ("Союз-9") были кораблями серии 7К-ОК. Также готовился к полётам вариант корабля «Союз-Контакт» для отработки систем стыковки кораблей-модулей 7К-ЛОК и ЛК лунного экспедиционного комплекса Л3. В связи с недоведением лунно-посадочной программы Л3 до стадии пилотируемых полётов, необходимость полётов Союза-Контакта отпала.
    В 1969 году началась работа над созданием долговременной орбитальной станции (ДОС) "Салют". Для доставки экипажа в кратчайшие сроки был спроектирован корабль 7КТ-ОК (Т — транспортный). Новый корабль отличался от предыдущих наличием стыковочного узла новой конструкции с внутренним люком-лазом и дополнительными системами связи на борту. Время автономного полёта корабля составляло до 3,2 суток, а в составе орбитальной станции — до 60 суток. Третий корабль этого типа ("Союз-10") не выполнил поставленную перед ним задачу. Стыковка со станцией была осуществлена, но в результате повреждения стыковочного узла люк корабля был заблокирован, что сделало невозможным переход экипажа на станцию. Во время четвертого полёта корабля этого типа ("Союз-11") из-за разгерметизации на участке спуска погибли Г. Добровольский, В. Волков, В. Пацаев, так как они были без скафандров. После аварии «Союза-11» от развития 7К-ОК/7КТ-ОК отказались, корабль был переделан (внесены изменения в компоновку СА для размещения космонавтов в скафандрах). Из-за возросшей массы систем жизнеобеспечения новый вариант корабля 7К-Т стал двухместным, лишился солнечных батарей. Этот корабль стал «рабочей лошадкой» советской космонавтики 1970-х: 29 экспедиций на станции "Салют" и "Алмаз". Версия корабля 7К-ТМ (М — модифицированный) использовалась в совместном полёте с американским "Аполлоном" по программе ЭПАС. Четыре корабля «Союз», официально стартовавшие после аварии «Союза-11» имели в своей конструкции солнечные батареи различных типов, однако это были другие версии корабля «Союз» — 7К-ТМ ("Союз-16", "Союз-19"), 7К-МФ6 ("Союз-22") и модификация 7К-Т — 7К-Т-АФ без стыковочного узла («Союз-13»).

    С 1968 г. ЦКБЭМ модифицировал и производил космические корабли серии «Союз» 7К-С. 7К-С дорабатывался в течение 10 лет и к 1979 году стал кораблём 7К-СТ «Союз-Т», причём в небольшой переходный период космонавты летали одновременно на новом 7К-СТ и устаревшем 7К-Т.

    Дальнейшая эволюция систем корабля 7К-СТ привела к модификации 7К-СТМ "Союз ТМ": новая двигательная установка, улучшенная парашютная система, система сближения и т. д. Первый полёт был совершён в 1968 году к станции "Мир", последний — в 2002 к МКС.

    В настоящее время эксплуатируется модификация корабля 7К-СТМА "Союз ТМА" (А — антропометрический). Корабль по требованиям NASA был доработан применительно к полётам на «МКС». На нём могут работать космонавты, которые не смогли бы поместиться в «Союз ТМ» по росту. Пульт космонавтов был заменён на новый, с современной элементной базой, улучшена парашютная система, уменьшена теплозащита. Последний полет корабля данной модификации запланирован на 30 сентября 2011 года.

    Кроме «Союз ТМА», сегодня для полетов в космос используются корабли новой серии 7К-СТМА-М "Союз ТМА-М" ("Союз ТМАЦ") (Ц — цифровой). На нем заменили БЦВМ Аргон-16 на ЦВМ-101 (она легче на 68 кг и значительно компактнее) и бортовую аналоговую систему телеметрии на более компактную цифровую систему MBITS в целях улучшения интеграции с бортовой системой управления «МКС». Модернизация корабля предусматривает расширения возможностей корабля в автономном полёте и при аварийном спуске. Первый запуск корабля данного типа с экипажем на борту состоялся 8 октября 2010 года, а стыковка с «МКС» — 10 октября 2010 года. Не считая "цифровизации", данная модификация корабля является весьма незначительной по масштабу (выполнение требований NASA в части совместимости с «МКС») и уступает не только варианту проекта модернизации корабля 1990-х годов - "Союз ТММ", но и облегченной версии этого проекта "Союз ТМС".

    Разработчиком и изготовителем кораблей семейства «Союз» с 1960-х и по настоящее время является ракетно-космическая корпорация «Энергия». Производство кораблей осуществляется на головном предприятии корпорации в Королёве, а испытания и подготовка кораблей к запуску — в монтажно-испытательном корпусе (МИК) предприятия на 254-й площадке космодрома Байконур.


    Устройство


    Корабли семейства состоят из трёх модулей: приборно-агрегатного отсека (ПАО), спускаемого аппарата (СА), бытового отсека (БО).

    В ПАО находится комбинированная двигательная установка, топливо для неё, служебные системы. Длина отсека 2,26 м, основной диаметр 2,15 м, максимальный диаметр 2,72 м Двигательная установка состоит из 28 ДПО (двигатели причаливания и ориентации) по 14 на каждом коллекторе, из которых часть имеет тягу 13,3 кгс, часть (12 штук) — 2,7 кгс, а также сближающе-корректирующего двигателя (СКД) тягой 300 кгс. СКД предназначен для орбитального маневрирования и схода с орбиты. Работает на АТ+НДМГ . Корабли 7К-ОК и 7К-Т были оборудованы КТДУ-35 (корректирующе-тормозная двигательная установка) тягой 4 кН и удельным импульсом (УИ) 282 с. Фактически стояли 2 независимые КТДУ — основная и резервная. Для корабля «Союз-Т» была разработана новая КТДУ-80 той же тяги, но имеющая несколько режимов работы — большой и малой тяги и УИ 286—326 с. Резервный двигатель убрали, а ДПО и СКД объединили в одну систему с общими баками наддува. Потребность в резервном двигателе отпала, поскольку с переводом ДПО на двухкомпонентное топливо из объединённой системы появилась возможность схода с орбиты с использованием только ДПО при отказе КТДУ. У исходного корабля «Союз» ДПО работали на отдельном топливе (перекиси водорода) и не располагали достаточной характеристической скоростью для схода с орбиты без КТДУ. Больше того, при энергичном маневрировании топливо ДПО могло быть израсходовано достаточно быстро, что несколько раз (например, в полёте «Союза-3») приводило к срыву программы полёта.

    В ПАО также размещены баки с топливом. В самых первых «Союзах» они вмещали 500 кг топлива, у Союза-ТМ — 880 кг, у ТМА — 900 кг. В ПАО установлены баллоны высокого давления (около 300 атм) с гелием для наддува баков.

    Система энергоснабжения состоит из солнечных батарей и аккумуляторов. До аварии «Союза-11» стояли батареи размахом 9,80 м и площадью 14 м². Система обеспечивала среднюю мощность — 500 Вт. После аварии их убрали ради экономии веса и оставили аккумуляторные батареи на 18 кВт\ч, которых хватало на два дня автономного полёта. Для программы «Союз-Аполлон» использовалась модификация с батарей площадью 8,33 м² на 8 кВт·ч. Современные «Союзы» оснащены батареями размахом 10 м и площадью 10 м², что дает среднюю мощность около 1 кВт.

    В спускаемом аппарате находятся места для космонавтов, системы жизнеобеспечения, управления, парашютная система. Длина отсека 2,24 м, диаметр 2,2 м, жилой объём 3,5 м³. Под теплозащитным экраном расположены двигатели мягкой посадки, на внешней поверхности — перекисные двигатели управления спуском, управляющие ориентацией СА во время полёта в атмосфере. Это позволяет использовать аэродинамическое качество СА и снизить перегрузки. В СА помимо космонавтов можно вернуть на землю 100 кг груза («Союз-ТМА»). СА покрыт теплозащитой на основе абляционных материалов.

    Бытовой отсек имеет длину 3,4 м, диаметр 2,25 м, объём 5 м³. Он оснащен стыковочным узлом и системой сближения (ранее «Игла», теперь «Курс»). В герметичном объеме БО располагаются грузы для станции, иная полезная нагрузка, ряд систем жизнеобеспечения, в частности туалет. Через посадочный люк на боковой поверхности БО космонавты входят в корабль на стартовой позиции космодрома. БО может быть использован при шлюзовании в открытый космос в скафандрах типа «Орлан» через посадочный люк.

    «Союз»
    экипажот 1 до 3 чел.
    масса7 170 кг (Союз ТМА)
    длина7,9 м
    средний диаметр2,25 м
    максимальный диаметр2,72 м
    обитаемый объём3,5+5 м³
    длительность полёта3 суток; до 200 суток — в составе орбитальной станции (в зависимости от типа корабля)
    ракета-носительСоюз, семейства "Р-7"
    запускиболее 134
    места запускакосмодром "Байконур"
    первый запуск28 ноябрь 1966
    последний запуск
    успешных запусков
    неудачных запусков--



    Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7_(%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B
    Категория: Космические аппараты России | Добавил: Nibiru (24.07.2011)
    Просмотров: 1323 | Теги: Союз, космические аппараты, энциклопедия, россия | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа
    Поисковик
    Категории раздела
    Космические аппараты России [4]
    Космические аппараты США [0]
    Космические аппараты Европы [0]
    Роботы [0]
    Наш опрос
    Опрос сайта
    Оцените мой сайт
    javascript:; javascript:;
    Всего ответов: 8

    Disign by For.uCoz.net© 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz